С 1 января 2021 года в нашей стране запрещается оборот немаркированных товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке в системе «Честный Знак». В этот список входит кожаная одежда, трикотажные блузы, верхняя одежда для мальчиков и девочек, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное. Список товаров, подлежащих маркировке, можно найти в Постановлении Правительства
Для маркировки остатков вам нужно выполнить следующие действия:
1. Зарегистрироваться в «Честном Знаке»
2. Описать остатки (получить GTIN)
3. Заказать коды маркировки
4. Оплатить коды
5. Напечатать средства идентификации и нанести их на товары
6. Ввести остатки в оборот через ГИС МТ
Для регистрации в системе потребуется электронный ключ, оформленный на руководителя вашей организации. Кроме того, вам потребуется настроить работу с ключом через браузер и заполнить данные о своей организации в Личном Кабинете «Честный Знак». Если вы не знаете, как это сделать, обращайтесь к нам, мы поможем и подскажем.
Описание остатков по товарам легкой промышленности
После авторизации в Личном Кабинете «Честного Знака» вы можете приступить к описанию своих остатков. Для этого предназначен документ «Описание остатков», найти его можно в разделе «Документы»
Для товаров легкой промышленности в этом документе нужно просто выбрать нужные параметры из выпадающих списков.
Код товарной номенклатуры:
- 63 — белье постельное, столовое и туалетное;
- 42 — предметы одежды из кожи;
- 61 — трикотажные блузы для девочек;
- 62 — верхняя одежда для мальчиков и девочек.
Следующий параметр зависит от того, какой код ТН ВЭД вы описываете. Для одежды это будет целевой пол (мужская, женская, детская или унисекс), а для белья — целевой возраст (детская, взрослая или без возраста). Выбираете нужный вам параметр.
Последний параметр для описания остатков товаров этой группы — способ ввода товара в оборот («Произведен в РФ» или «Ввезен в РФ»). Следует отметить, что если вы не знаете происхождение своих товарных остатков, то посмотрите на сертификат или декларацию соответствия, в них должен быть указан производитель или импортер продукции.
В один документ описания остатков можно добавить все варианты продукции, которая есть на ваших остатках, для этого нажмите на кнопку «Добавить». После того, как в этом документе вы опишите все свои товары, его нужно будет подписать своей электронной подписью и отправить на обработку оператору системы маркировки. После обработки документа (это может занять от нескольких минут до нескольких часов) в вашем справочнике товаров появятся описанные вами товары с кодами GTIN. После этого можно переходить к следующему этапу — заказу кодов идентификации на полученные GTIN продукции.
Заказ кодов на остатки товаров через СУЗ «Честного Знака»
Процесс выпуска новых кодов на товары называется «эмиссией». За этот процесс в «Честном Знаке» отвечает станция управления заказами (СУЗ). Найти эту систему можно через меню.
Далее создаем новый заказ, в котором указываете для какой цели получаете коды. В данном случае у нас идет процесс «Маркировки остатков».
Далее заполняем данные по GTIN тех товаров, для маркировки которых вы планируете заказать коды идентификации на остатки. Коды GTIN можно найти в документе «Описание остатков» после его обработки оператором или в справочнике «Товары». В поле «Количество КМ» указываете, сколько кодов вам необходимо получить из системы.
Подписываем заказ электронной подписью и ожидаем его обработки оператором. Заказ будет выполнен в том случае, если на вашем счету достаточно средств для оплаты заказанных кодов.
После выполнения заказа он станет доступным для печати или скачивания. Печать из Личного Кабинета возможна только на формате листа А4 с выбранными вами из списка шаблонами этикеток. Шаблон этикеток можно создать свой, инструкцию о том, как это сделать, можно найти на сайте «Честный Знак».
В формате PDF полученные коды будут представлены только в виде печатной формы, что затрудняет дальнейшую обработку и использование, например, для загрузки данных во внешние системы для ввода в оборот или оформления документов. Поэтому мы рекомендуем скачивать коды в формате CSV, а уже потом печатать этикетки во внешних программах или отдавать их на печать в сервисные компании. Такие данные можно также обработать и загрузить в документ «Ввод в оборот», что сильно облегчит выполнение этой процедуры.
Важно! Коды идентификации «Честный Знак» используют кодировку GS1 DataMatrix, содержащую символы (FNC1), которые не отображают и неправильно обрабатывают большинство текстовых редакторов. При этом некоторые из редакторов автоматически убирают такие символы из файла CSV с полученными кодами, что приводит к необратимой потере данных о кодах и невозможности их дальнейшего использования. Поэтому для работы с выгруженными кодами используйте специальные редакторы (например — Notepad++), которые поддерживают работу с такой кодировкой и никогда не открывайте файлы в Exсel.
Важно! Функция выгрузки кодов в формате CSV будет заблокирована в Личном Кабинете «Честный Знак» с 1 ноября 2020 года. С этого момента будет возможно только напечатать коды маркировки непосредственно с сайта или воспользоваться внешними программами для работы с ГИС МТ по API.
Важно! Для самостоятельного формирования DataMatrix используйте проверенные решения или обращайтесь к проверенным партнерам. Коды для маркировки используют формат GS1 DataMatrix и содержат в себе специальные служебные символы. Не все программы формируют DataMatrix по этим правилам и не все компании умеют их корректно печатать. Использование неправильной кодировки приводит к формированию некорректного кода DataMatrix, что делает товар с такой маркировкой бракованным и не доступным к обороту.
Ввод остатков в оборот
Описать товар, заказать на него коды, напечатать и маркировать продукцию недостаточно, чтобы ей можно было торговать после 1 января 2021 кода. Для этого необходимо выполнить еще одну важнейшую задачу — оформить процедуру «Ввод в оборот». Это документ, который вы формируете в системе «Честный Знак», заполняете его кодами маркировки продукции, в качестве причины ввода в оборот указываете «Маркировка остатков». Подписываете документ и отправляете его на обработку оператору. После этой процедуры марки, нанесенные на остатки из статуса «Нанесены» перейдут в статус «В обороте» и ваша компания будет указана в качестве их владельца. С этого момента такой продукцией можно торговать.
Оформить такой документ можно только до 31 января 2021 кода. После этой даты «Маркировка остатков» будет убрана из оснований для ввода в оборот, что перекроет вам возможность законно распродать остатки немаркированной продукции.
Если вы не хотите тратить время на ручное заполнение кодов идентификации в документе «Ввод в оборот» — обращайтесь к нам, мы расскажем, как сильно упростить это задачу.
Самостоятельная маркировка остатков — достаточно простой и не такой трудоемкий процесс. Не откладывайте его на декабрь или январь. Вы можете столкнуться с вопросами, ответы на которые потребуют времени и усилий, а зимой такого времени уже может и не быть.